Десять «золотых» способов воспитания нравственного опыта (4-6)

Время на прочтение
менее
4 минут
Прочитано

Десять «золотых» способов воспитания нравственного опыта (4-6)

12 декабря 2015
Опубликовано в:
Комментарии: 0

Создавая и используя воспитывающие ситуации, показывая, обучая и поучая, взрослые стараются передать ребенку свой опыт. Поощряя или запрещая, они вынуждают ребенка ему следовать. Но суть воспитания — в присвоении этого опыта.

Создавая и используя воспитывающие ситуации, показывая, обучая и поучая, взрослые стараются передать ребенку свой опыт.

Способ 4. Создание воспитывающих ситуаций

Создавая и используя воспитывающие ситуации, показывая, обучая и поучая, взрослые стараются передать ребенку свой опыт. Поощряя или запрещая, они вынуждают ребенка ему следовать. Но суть воспитания — в присвоении этого опыта. А оно во многом зависит от внутренних, собственных установок ребенка.

Идеальными вариантами являются абсолютное доверие ребенка к внешним воспитывающим действиям и воспитателям, высокая степень его собственной заинтересованности в предлагаемом опыте (информации), получение собственного опыта без видимого вмешательства воспитателей. Как говорится, «ваши педагогические уши не должны торчать из-под вашей педагогической шляпы!».

Собственный опыт ребенка наиболее достоверен, отлично усваивается, но приобретается он длительным путем дорогостоящих проб и ошибок. Воспитатель может специально создавать ситуации, помогающие набираться необходимого опыта.

Типичным видом воспитывающих ситуаций являются специально организуемые ситуации, корректирующие стереотипы поведения ребенка или его личностные качества. Скажем, скандалы с утренними подъемами пятиклассника перед школой можно прекратить, если психологический механизм пробуждения перевести с внешних факторов (родители) на внутренние (боязнь опоздать, ответственность). Для этого родителям надо попробовать уходить на работу на полчаса раньше. Будет решена не только проблема подъема, но и более важная — самоконтроля, самоуправления.

Специальными ситуациями можно корректировать трусость, завышенную или заниженную самооценку, другие качества личности. При этом создавать ситуации важно так, чтобы для ребенка они выглядели как можно более естественными. И уж, конечно, важно не упустить подвернувшуюся ситуацию и вовремя включить в нее ребенка.

Психологический механизм любой воспитывающей ситуации состоит в необходимости действовать на непривычном уровне напряжения или в измененных условиях, с использованием всех сил ребенка. При этом возможности, уровень трудности самостоятельного поведения ребенка должны быть тщательно продуманы взрослыми, чтобы обеспечить ему хотя бы некоторый успех. Элемент риска при использовании этого метода воспитания остается всегда. Но получаемый выигрыш, как правило, стоит риска.

Способ 5. Поручения и обязанности

Воспитывающие поручения и обязанности — это уже приобретение эпохи научно-технической революции. Тысячелетиями совместный труд и взаимная забота, в которые непременно включала еще маленького, по нашим понятиям, ребенка нужда, мощно и надежно формировала основы его личности. Цивилизация меняет условия жизни человека гораздо быстрее, чем его организм, центральную нервную систему и происходящие в ней процессы. Сензитивный период включения ребенка в семейные заботы, труд и сегодня приходится на тот возраст, когда он настойчиво говорит: «Я сам!» Правильно подобранным поручением можно подчеркнуть новый, более высокий статус ребенка в семье, возможность его самоутверждения, осознание им нового уровня своих возможностей.

Причем было бы ошибкой ограничивать обязанности ребенка только обслуживанием самого себя. Наибольшую воспитывающую нагрузку несет забота о других. Она формирует способности видеть и чувствовать потребности и состояние других людей (ориентацию), способность к сопереживанию (эмпатию), испытывать удовлетворенность от своей заботы о другом (альтруизм), умение самому увидеть проблему без побуждений включаться в ее решение (активную жизненную позицию).

Родителям надо постоянно помнить, что обязанности прямо связаны с правами. Скажем, ребенок, вымывший пол, получает право требовать соблюдения его чистоты другими. Девочка, всерьез занятая заботами о младших, имеет право высказывать родителям свое мнение не только в вопросах воспитания, но и по другим проблемам семьи. Поручение, как и другие требования, должны быть выражением доверия к личности.

Способ 6. Дело

Деятельность ребенка является способом «удовлетворения собственных потребностей собственными силами». Но она может быть и вынужденной, не совпадающей с потребностями, желаниями личности. В любом случае деятельность оказывает влияние на личность, развивая ее или угнетая. При этом характер воздействия и в этом случае зависит от так называемой педагогической инструментовки. Один из постулатов педагогической психологии провозглашает: «Чем разумнее организована деятельность и общение в процессе деятельности, тем с большим основанием можно ожидать ее положительного влияния на личность».

Однако в этом бесспорно мудром постулате есть довольно уязвимое звено — позиция разумности. «Ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно» — это одна разумная позиция, хорошо известная в истории педагогики. «От природы ребенок совершенное существо, бойтесь помешать природе!» — другая, не менее известная позиция. «Развить в ребенке можно лишь то, что заложено в него природой» — третья. Далее могут следовать десятки не менее разумных, но, к сожалению, взаимоисключающих позиций. Причем каждая из них была действительно полезной для менявшихся исторических условий и соответствующего уровня развития педагогической мысли.

Что же нам взять из этого многообразия?

Желательно сосредоточиться на той части постулата, которая касается деятельности как обязательного условия развития. Если есть напряженная и интересная деятельность, самопреодоление, выход на новый уровень, будет развитие личности. Если, наоборот, процветает родительская гиперопека, устранены с пути ребенка все проблемы и трудности — будет расти некто вроде Илюши Обломова, непригодный ни к чему.

При этом даже вынужденная деятельность, встречающая сопротивление ребенка, весьма часто формирует в нем потенциально необходимые качества. (Как ни скучно, например, разучивать балетные позы, но без них не бывает очарования балета!) Да и сам опыт исполнения неприятного оказывается совершенно необходимым для жизни каждого человека.

Деятельность способна удовлетворять интересы самого различного уровня — от самопожертвования ради других или ради идеи до так называемого структурирования времени. (Образцы деятельности на уровне структурирования времени: игра в карты в поезде, «тусовка» , просмотр подряд всех телевизионных передач.)

Чем меньше ребенок, тем чаще он включается в деятельность по ситуации, а не по собственному выбору, и тем примитивней мотивы собственного выбора. Задача взрослых — предложить ситуацию выбора деятельности, позаботиться о ее содержательности, помочь сформировать общественно-ценные мотивы включения в нее, организовать оценочные отношения окружающих.

Можно (а бывает, и нужно!) заставить ребенка делать то, что вам нужно, как нужно и когда нужно. Но разумнее предложить ему два-три варианта дела на выбор, дать возможность самому определить время и способ выполнения. При этом дать понять, как это возвышает его и какое удовлетворение может принести.

Образно говоря, любую деятельность ребенка желательно организовать так, чтобы в ее процессе реализовался «эффект Тома Сойера» (неожиданный и возвышающий взгляд на то, что тебе доверили делать). Тогда деятельность становится осмысленной и ценной.

Продолжение следует

Источник: «Ребенок.ру»