Помогите малышу учиться говорить

Время на прочтение
менее
3 минут
Прочитано

Помогите малышу учиться говорить

13 Сентябрь 2008
Опубликовано в:
Комментарии: 0

Речевые нарушения мешают хорошо учиться в школе, снижают самооценку, ограничивают выбор специальности. В нашем регионе эта проблема особо актуальна. Сложности особенно часто возникают при усвоении грамматического строя русского языка

Мать должна разговаривать с малышом с самого рождения, не дожидаясь того времени, когда он сможет ей отвечать

Речевые нарушения мешают хорошо учиться в школе, снижают самооценку, ограничивают выбор специальности. В нашем регионе эта проблема особо актуальна. Сложности особенно часто возникают при усвоении грамматического строя русского языка детьми, для которых он неродной.

В пять-шесть лет ребенок, еще не имеющий практики понимания и воспроизведения родного языка, оказывается в ситуациях, когда приходится общаться на русском. При этом двуязычный малыш либо «соскальзывает» на родной язык, либо уподобляет грамматические формы (число, род, согласование слов) нормам родного языка. У детей этой группы встречаются специфические ошибки в речи, и они, к сожалению, нередко попадают на медико-педагогическую комиссию с необоснованным, несправедливым заключением «общее недоразвитие речи». С серьезными трудностями сталкиваются они и в школе.

Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо общение. Мать должна разговаривать с малышом с самого рождения, не дожидаясь того времени, когда он сможет ей отвечать. Речь взрослых должна быть замедленной, четкой. Ребенок нуждается в доступных его возрасту образцах правильной речи.

Логическое усвоение русского языка под силу лишь немногим. Глубоко и легко познать его можно только интуитивно. А для этого необходима языковая среда. Телевизор не способствует создание такой среды. Для подражания важен живой пример близкого человека. Младенцу можно петь колыбельные уже с шести месяцев ежедневно хотя бы по 15 минут, надо читать соответствующие его возрасту стихи и сказки. Чтение — образец правильной литературной речи, и даже в русскоязычных семьях без него невозможно развить у ребенка чувство восприятия языка. Когда человек растет в условиях естественного билингвизма, в дошкольном возрасте желательно отдавать предпочтение тому языку, на котором будет происходить обучение.

Стимулируют развитие речи существующие у всех народов игры на пальчиках, аналогичные «сороке-белобоке».

Первые слова человек обычно произносит в возрасте около одного года. К полутора-двум годам овладевает фразовой речью, в 3-4 года начинает говорить связно. Шестилетний усваивает грамоту, а в школьном возрасте формируется письменная речь. Отставание в развитии речи может быть вызвано патологией беременности и родов, частыми болезнями ребенка на первом году жизни. Серьезным препятствием для формирования речи служит даже небольшое снижение слуха. Иногда имеются чисто механические помехи: расщелина губы, неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. И, конечно, неблагоприятные социально-бытовые условия, дефицит общения, приводящий к педагогической запущенности.

Возрастные особенности детской речи — явление нормальное, но стремление взрослых подражать языку ребенка, «сюсюканье» закрепляют дефекты, которые позже потребуют длительной коррекции.

Многие родители полагают, что к школе речь исправится сама собой. Семилетнего парнишку привели в поликлинику, чтобы оформить медицинские документы, необходимые для поступления в школу. При обследовании оказалось, что он неправильно произносит звуки, ошибается в сложных словах, неверно строит предложение, не в состоянии обобщать такие понятия, как «овощи» и «фрукты», не различает основные цвета, формы, внимание рассеянное. На вопрос, обращались ли к специалистам, мама грубо ответила, что нет никакой необходимости направлять ребенка к другим врачам и проводить коррекционное обучение при поликлинике. Она считает, что ее сын абсолютно нормален, в том числе и в речевом развитии.

Маму восьмилетней девочки озадачили «двойки» в школе. При достаточно высоком интеллекте ее дочь слишком медленно читает и пишет с невообразимыми ошибками. А когда просят читать на скорость, от волнения начинает заикаться. Поэтому первый класс окончила с трудом и во второй класс переведена условно.

Конечно, в этих случаях давно требовалась помощь специалистов. Вы должны забить тревогу, если ребенок не гулит в 3-4 месяца и не лепечет в 6-7; не заговорил до двух лет; если малыш старше трех лет не может связно изложить просьбу, запомнить короткий стишок, пересказать соответствующие возрасту сказки и не любит их слушать; если в 4-5-летнем возрасте отмечаются пропуски, замены, перестановки звуков и слогов в словах, несогласованность слов в предложении, пренебрежение предлогами; если шестилетний ребенок не может выделить первый звук в слове и повторить за взрослым 3-4 слова подряд.

В поликлиниках логопеды консультируют детей любого возраста и проводят коррекционное обучение. В некоторых случаях для исправления дефекта требуется помощь ЛОР-врача, хирурга, невропатолога, психиатра, психолога. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем эффективнее будет логопедическое воздействие. Летние каникулы — самое подходящее время для занятий у логопеда.

Статья из газеты «Кабардино-Балкарская правда», Нальчик
07.05.2004
Л. Машезова, логопед детской поликлиники N1 г.Нальчика.