Десять «золотых» способов воспитания нравственного опыта (7-10)

Время на прочтение
менее
4 минут
Прочитано

Десять «золотых» способов воспитания нравственного опыта (7-10)

13 декабря 2015
Опубликовано в:
Комментарии: 0

Режим жизни, то есть постоянно поддерживаемое постоянство основных ее элементов, формирует сложный динамический стереотип поведения (суточный, недельный), является своеобразным средством организации жизни и системой требований.

В эмоциональном отклике действуют одновременно природный механизм и очеловеченное восприятие реальности.

Способ 7. Распорядок

Режим жизни, то есть постоянно поддерживаемое постоянство основных ее элементов, формирует сложный динамический стереотип поведения (суточный, недельный), является своеобразным средством организации жизни и системой требований. Он дает возможность периодического контроля и самоконтроля личности, формирует привычку к организованности, энергичному темпу жизни, обеспечивает ее наполненность.

Режим жизни ребенка вначале диктуется его биологическими потребностями (сон, кормление, бодрствование), затем к ним добавляются потребности в деятельности и общении (время подвижных и тихих игр, сказок и телепередач и т. п. ), затем в него решительно вторгается учебная деятельность.

Примерный режим для каждого возраста можно получить из педагогической литературы, справочников по детской гигиене, правил поведения школьника. Однако этот усредненный, среднестатистический режим требует коррекции в каждом отдельном случае. Основа такой коррекции — наблюдение родителей за ребенком. Можно, конечно, приучить ребенка кормиться и бодрствовать по часам, в ритме времени. Но лучше проследить и понять потребности и особенности его организма и подогнать режим под его ритмы. Можно сразу после школы отправить на прогулку, а потом усадить за уроки. Но лучше пронаблюдать, успокаивает или возбуждает его прогулка, повышает она его работоспособность или перебивает школьный настрой, увеличивает работоспособность или снижает и т. д. И только после этого и вместе с ребенком определить эти режимные моменты.

Важно также по результатам наблюдений совместить в режиме дня время наиболее ответственных занятий с суточными максимумами естественно-биологического ритма (пиками активности) ребенка.

Но, настаивая на строгом соблюдении режима ребенком, родители сами непременно должны считаться с режимом.

Сложность педагогической задачи состоит и в том, что, приучая к режиму, надо одновременно обучать разумным отклонениям от режима. Чтобы не получалось «перегрева». Другие опасности воспитателя — педантизм, утрата чувства меры, защита от жизненных вторжений ссылкой на режим и т. д.

Способ 8. Игра

Здоровый ребенок большую часть времени увлеченно играет. Заболевший или обиженный ребенок играет вяло, неохотно. Неиграющий ребенок или болен физически, или психически угнетен. Игра удовлетворяет потребности ребенка в деятельности, в общении, развивает самые различные стороны его личности, необходимые для его будущей взрослой деятельности. Почти любая игра — это движения, правила, взаимодействия, напряжение риска, стресс от выигрыша или проигрыша. Суть игры — «реальная развивающая деятельность в воображаемых условиях». Поэтому все, что выше было сказано о педагогической организации развивающей деятельности, относится и к игре.

Надо только дополнить, что игра может органично вплетаться в другие виды деятельности и эмоционально окрашивать их, повышая привлекательность. Условность игровой ситуации снижает напряжение ответственности за результат. Эмоции же от природы предназначены для стимуляции и активизации резервов организма. Поэтому так важно ввести ребенка в содержательные игры, развивающие его физически, умственно и нравственно.

Все игры принято делить на группы по их преобладающему элементу: игра-манипуляция, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические, спортивные, наконец, так называемые азартные игры. Игра воспитывает и развивает в зависимости от мотивов включения в игру, нравственных обстоятельств, специфически психологического выигрыша. Все это — предмет прямой заботы родителей и воспитателей-профессионалов.

Способ 9. Общественно полезная деятельность

Особый вид деятельности — так называемая общественно полезная, выводящая за рамки семьи, вводящая ребенка в мир более широких отношений и взаимодействий. Это забота о том, чем пользуются сообща, — о детской площадке, газоне или сквере, школе. Это и участие в общей заботе о больных и престарелых людях, животных, о природе. Это деятельность в детских и других общественных организациях. Она добавляет новые возможности для развития личности, вносит новые мотивы, роли, расширяет опыт, то есть дополнительно социализирует личность.

К элементам этой деятельности следует приучать уже дошкольника. У школьника младших классов она должна занимать заметное место среди других видов его деятельности. Для подростка она уже может играть роль деятельности, «ведущей развитие».

Способ 10. Чувства

Наиболее глубокой и обобщенной реакцией человека на жизненные обстоятельства являются эмоции. Стыд, радость, жалость, зависть довольно точно выражают состояние человека и его отношение к обстоятельствам, их оценку. Одних эмоций хочется избежать, другие — усилить. Для этого надо действовать, реагировать на обстоятельства: менять их или же менять свое место в них и свою роль. Чем сильнее эмоции, тем эффективнее они управляют поведением человека. Следовательно, воздействуя на эмоции человека, можно управлять его поведением.

В эмоциональном отклике действуют одновременно природный механизм и очеловеченное восприятие реальности. Огромная змея вызывает настороженность или страх у большинства людей, но может вызвать восторг у зоолога, так как у него другая оценочная позиция. Значит, формируя оценочные позиции, можно вызывать и закреплять определенное эмоциональное отношение к определенным обстоятельствам. Когда такие обстоятельства повторяются, то повторяются и эмоции, соответственно направляя человеческое поведение.

Весьма важно сформировать у ребенка представление о добре и зле, о том, что можно делать и чего нельзя, обучить правилам и нормам морали. Еще важнее дать возможность чувственных переживаний, сформировать эмоциональные реакции на определенные обстоятельства.

Как это происходит на деле? Семья формирует не только эмоциональные реакции, но и стереотипы эмоционального поведения. Если мама взвизгивает от испуга, увидев мышь, то будет взвизгивать и дочь, но не сын. Семья ориентирует его на стереотип мужских эмоциональных откликов. Если для девочки «нормальной» реакцией на опасность являются испуг, плач, крик, то у мальчиков испуг должен вызвать мышечное напряжение, общее возбуждение, готовность действовать. Но если в детстве мальчику был дан опыт переживаний опасности по «девочкиному» образцу, то и во взрослом состоянии в аналогичной ситуации прежний чувственный опыт будет диктовать ему реакции женского типа. Поведение по мужскому типу для него тоже возможно, но только за счет дополнительных волевых усилий.

Чувства пола, долга, стыда, совести, жалости и все другие человеческие чувства не только усиливают ощущение полноты жизни, но и надежно управляют поведением человека. Если, конечно, они были пробуждены, сформированы и развиты в детстве. Такова «золотая десятка» способов формирования родителями начального нравственного опыта ребенка.

Источник: «Ребенок.ру»