Самостоятельный ребенок: правила для родителей

Время на прочтение
менее
4 минут
Прочитано

Самостоятельный ребенок: правила для родителей

14 Апрель 2016
Опубликовано в:
Комментарии: 0

Мне 37, я молода и прекрасна и делаю то, что я хочу. Эта мантра родилась, когда мои дети были совсем маленькими, и большую часть моего дня занимали сказки, игрушки, прогулки – все, что было нужно детям. У меня мальчишки, погодки, всего 1,5 года разницы.

Простые решения иногда самые сложные в исполнении. Терпения может потребоваться много.

Мне 37, я молода и прекрасна и делаю то, что я хочу. Эта мантра родилась, когда мои дети были совсем маленькими, и большую часть моего дня занимали сказки, игрушки, прогулки – все, что было нужно детям. У меня мальчишки, погодки, всего 1,5 года разницы. Один маленький, а другой еще меньше. Сажая одного на колени и качая в коляске другого, я думала: «Когда-нибудь мне будет 40, а Димке – 18, а Лешке – 17. Они будут большие и самостоятельные, и я буду делать то, что я хочу». Время шло, а самостоятельности не прибавлялось. Я ждала самостоятельности там, где ее и быть не могло, и бросалась на помощь там, где она и вовсе была не нужна.

Декабрь 2003 года. Лешке было 9 месяцев, и он активно осваивал хождение. Я водила его за ручки и большую часть дня проводила в полусогнутом положении. Лавируя между игрушек, я  пыталась одновременно занять старшего сына. Он довольно много говорил, но понимала я его с трудом. Сосредоточиться на ком-то одном было невозможно. Я была нужна им обоим. А мне была нужна минута отдыха. Я помню, что загадала тогда желание, чтобы Лешка пошел к Новому Году, а Димка начал разборчиво говорить. Дети очень часто стремятся помочь своим родителям, взрослеть быстрее, чтобы маме стало немного легче. Свои первые самостоятельные шаги Леша сделал 31 декабря, а в январе у Димки произошел настоящий рывок в развитии речи. Конечно, можно сказать, что они просто доросли до этих навыков. И это правда, ничто не заставит ребенка развиваться быстрее, чем это для него доступно. Но мое состояние и переживания внесли в этот процесс свою долю энергии.

Димке 3 года, Леше 1,5. Сборы на улицу превращались в стихийное бедствие. Я быстро застегивала ребят на все пуговицы и выставляла за дверь, сама одеваясь уже на ходу. Я все время торопилась, и многое старалась делать сама, потому что нужно было делать быстро, чтобы успевать сразу с двумя. Мне так было проще и на тот момент, это было лучшее для меня решение. Возраст активного проявления самостоятельности прошел мимо меня.  Куда я спешила? Зачем? Сейчас уже не упомнить. Но волшебного крика «Я сам!», так и не услышала.

Начало обучения в школе стало для меня огромным стрессом. В какой-то момент начинало казаться, что это я снова учусь в школе, а не мальчишки.  Как много сил вкладывала в учебу, встречала, проверяла уроки, помогала делать задания, так старалась объяснить, что к чему, но каждый раз домашняя работа кончалась криками и слезами. Впрочем, за ними следовали такие же бурные примирения, но страх и гнев все больше проникали в наши отношения. Чем больше я кричала, тем больше они сдавались или уходили в глухую оборону, тем меньше старались делать что-то сами и от себя, проявлять инициативу.

Сейчас я уже не помню тот светлый момент, когда я приняла это решение. Но оно очень помогает мне до сих пор. В конце концов, это всего лишь школа. Однажды она закончится, а наши отношения останутся. И я хочу, чтобы между нами были любовь и доверие, а не страх и гнев. С тех пор, я много раз говорила мальчишкам, что наши отношения мне важнее, чем их оценки. И что бы ни происходило, я люблю их. Я повторяла и повторяла это. Пока они не поверили. Это, и правда, был переломный момент. Мы начали договариваться. Мы начали вырабатывать наши общие правила.

Сейчас, в подростковом возрасте, ребята учатся принимать самостоятельные решения, а я учусь прислушиваться к ним. И теперь у нас есть правила и договоренности. Если им нужна моя помощь, они могут спросить. Если они считают, что справятся сами, я принимаю их решение. И да, я иногда настаиваю на своем, если считаю это необходимым.

В процессе развития ребенка важно найти равновесие между родительской поддержкой и самостоятельностью. В 9 месяцев ребенку нужна поддержка, чтобы ходить. В 3 года  - иметь достаточно свободы для самостоятельного освоения действий и навыков. В 7 лет  - учиться, совершать ошибки и исправлять. В 13 лет - видеть связь между поступками и их последствиями и нести за них ответственность.  

Отказ от самостоятельности может быть связан с критикой и давлением со стороны окружающих. Ребенок боится попасть под шквал обвинений и отдает инициативу взрослому. Проявлять самостоятельность становится небезопасно. «Я сделаю так, как ты скажешь. Тогда ты будешь мною доволен», - говорит он своим поведением. Другой причиной может быть подмена инициативы ребенка действиями взрослых. Избыточная помощь со стороны родителей останавливает активность ребенка. «Ты еще маленький», «Я сделаю это лучше», «Давай я помогу». И если родители раз за разом переключают активность ребенка и берут на себя выполнение доступных ему по возрасту действий, то со временем он перестанет даже пытаться сделать что-либо самостоятельно.

Что делать, чтобы восстановить самостоятельность:

  • Ппомогать только в том, в чем действительно нужна помощь. Действия недоступны ребенку по возрасту или его попытки оказались неудачными.
  • Дозируйте помощь. Не пытайтесь сделать все сразу за ребенка. Уточните, как именно он действует и что конкретно не получается. Помогите с этим конкретным действием и оставьте ребенку возможность продолжить самостоятельно.
  • Научите ребенка просить о помощи, когда она нужна. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой непонятной, сложной, опасной он может прийти к родителям за советом, объяснением, помощью. И он получит именно то, о чем просит, а не горы упреков и обвинений.
  • Рассматривайте ошибки как повод поговорить с ребенком, объяснить, а не ругать и не критиковать. Говорите о последствиях, помогайте увидеть причинно-следственные связи между поступками и результатами.
  • Делайте вместе, а не вместо ребенка. Разделяйте действия на простые и сложные. Выполняйте те, которые не под силу ребенку. Остальное – оставьте ребенку. Учите его работать в команде.

Простые решения иногда самые сложные в исполнении. Терпения может потребоваться много. Потому, что очень хочется помочь, предостеречь, поделиться опытом, облегчить, защитить. Нормальные родительские желания. Но если лишать ребенка возможности получить собственный опыт, разобраться со своими ошибками, найти свои уникальные стратегии справляться со сложностями, они не научатся опираться на себя, стоять на своих ногах, быть самостоятельными.

P.S. Иногда кто-нибудь из мальчишек спрашивает, было ли мне тяжело с ними. Да, иногда было тяжело, но всегда очень интересно. И все чаще они говорят «Мы справимся сами». А я со всей своей тревожностью напоминаю: «Если вам нужна будет помощь, я рядом».