Как правильно хвалить ребенка?

Время на прочтение
менее
3 минут
Прочитано

Как правильно хвалить ребенка?

23 августа 2008
Опубликовано в:
Комментарии: 0

Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле результат нередко бывает прямо противоположный: ребенок становится нервным, плохо себя ведет.

Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце — и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным

Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле результат нередко бывает прямо противоположный: ребенок становится нервным, плохо себя ведет. Почему? Да потому, что чем больше он получает незаслуженных похвал, тем чаще стремится проявить свою «истинную натуру». Родители часто рассказывают: стоит похвалить ребенка за хорошее поведение — и он как с цепи срывается, будто стремясь опровергнуть похвалу.

Как можно хвалить и как нельзя

Означает ли это, что похвала «устарела»? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Ведь, назначая лекарство для больного, врач обязательно указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций. Похвала — это тоже лекарство, причем сильнодействующее, и с ней нужно обращаться осторожно: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Андрей хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.

Мать: В саду было так грязно... Я даже не думала, что можно все убрать за один день.
Андрей: А я смог!
Мать: Там было полно листьев и всякого мусора.
Андрей: Я все убрал.
Мать: Вот это работа!
Андрей: Да, было нелегко.
Мать: Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.
Андрей: Стало чисто.
Мать: Спасибо тебе, сынок.
Андрей: (широко улыбаясь). Не за что.

Мать похвалила поступок Андрея, и мальчик почувствовал радость и гордость оттого, что он его совершил. В тот вечер он с большим нетерпением ждал, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.

Если же похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она только вредна. Например, такая:

Ты чудесный сын.
Ты настоящий мамин помощник.
Что бы мама делала без тебя?

Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу; ребенок почувствует, что он далеко не такой «чудесный сын» и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его «разоблачат», он предпочтет немедленно облегчить свою совесть, сознавшись в каком-нибудь проступке.

Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце  — и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Нельзя заявить во всеуслышание: «Спасибо, я принимаю вашу похвалу». Но и внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому: «Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный».

Ребенок не только опровергнет похвалу, но и подумает о тех, кто его хвалит, примерно так: «Если они так хорошо обо мне думают, значит, и сами немногого стоят!»

Наши слова и выводы детей

Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.

Десятилетний Женя помогал отцу оборудовать подвал дома. Во время работы ему пришлось двигать тяжелую мебель.

Отец: Верстак такой тяжелый. Трудно его подвинуть.
Женя: (с гордостью) Я это сделал.
Отец: Работа не из легких.
Женя: (согнув руку и напрягая мускулы) Я сильный.

В этом примере отец указал на трудность задачи. Сын сам сделал вывод о своих способностях. А если бы отец сказал: «Ты такой сильный, сынок», Женя мог бы ответить: «Вовсе нет. У нас в классе есть мальчишки сильнее меня». Последовал бы обидный и ненужный спор...

Как дети выглядят в собственных глазах

Похвала складывается из двух компонентов — наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т, д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей:

Правильная похвала: «Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!»

Возможный вывод: «Я хорошо поработал, и мою работу оценили».

(Неправильная похвала: «Ты просто молодец».)

Правильная похвала: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Возможный вывод: «Хорошо, что я умею писать стихи».

(Неправильная похвала: «Для твоего возраста это неплохие стихи».)

Правильная похвала: «Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!»

Возможный вывод: «Я умею плотничать».

(Неправильная похвала: «Ты хороший плотник».)

Правильная похвала: «Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!»

Возможный вывод: «Я помог маме».

(Неправильная похвала: «Ты сделал это лучше, чем наша мама».)

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру.

Хаим Дж. Джайнот
Источник: MEDmedia